Внедрение платформы экосистемы цифровой личности:
«АВАТАР ИТМО»
2020-2021
Университет ИТМО в 2020-2021 учебном году осуществляет цифровую трансформацию своей деятельности посредством перехода к использованию ролевых профессиональных аватаров обучающихся и сотрудников. Проект «Аватар ИТМО» реализуется в виде мобильного приложения на основании платформы экосистемы цифровой личности.
Аватар — это персональный цифровой ассистент, который обучается работать с информацией, чтобы снизить когнитивную нагрузку своего владельца и помочь ему идти к целям. Аватар умеет персонализировать новости и события под текущие интересы, помогает отслеживать прогресс по выбранным направлениям развития и подсказывает, что можно сделать для достижения личных целей в среде университета.
Миссия Аватара — ежедневная навигация в поле возможностей информационной среды с учетом эволюции целей, интересов и особенностей восприятия владельца.
Цель проекта — разработка информационной технологии создания и эксплуатации персональных цифровых ассистентов (аватаров), способных к выполнению бытовых и профессиональных ролей путем имитации социально-демографических, поведенческих, эмоциональных и когнитивных качеств человека.
Для удобства использования, приложение содержит разделы:
— «Данные»
раздел показывает информацию о владельце Аватара
— «Интересы»
здесь можно добавлять тэги, согласно которым будет формироваться персональная подборка в «Рекомендациях»
— «Избранное»
содержит информацию о событиях или мероприятиях, которые владелец отметил звездочкой
— «Рейтинги»
позволяет следить за успехами других пользователей
Аватар основан на системе приоритетных целей. Владелец выбирает для себя три основные цели, например, учебу, науку и спорт.
Общий перечень целей студента был получен на основе кластеризации новостей корпоративного веб-сайта news.itmo.ru. Эти данные также использовались для обучения модели разметки текстов по целям (чтобы определять уровень внимания владельца Аватара к разным целям).
Аватар наглядно показывает прогресс пользователя.
Баллы целей назначаются за взаимодействие с информацией по целям. Баллы Аватара назначаются за обучение своего цифрового помощника (например, добавление новых ключевых слов в профиль).
Аватар создает для владельца персональный информационный фильтр, который состоит из новостей, событий, опросов и игр. Любое взаимодействие с контентом приносит баллы. Важная функция аватара — помощь по управлению временем. Он работает как менеджер событий и задач. На его основе легко реализовать «умный календарь» школьника, студента или преподавателя.
С помощью всплывающих уведомлений, аватар напоминает о мероприятиях, чтобы владелец о них не забыл. После каждого события пользователь может оставить фидбек.
Аватар взаимодействует с пользователем и оценивает его внимание к различным целям и тэгам. Благодаря этому он может формировать подборки контента исходя из интересов своего владельца.
«Несколько дней из жизни аватара»
Как реализован Аватар ИТМО?
— Асинхронная реализация — поддержка работы до 1000 пользователей одновременно
— Стек технологий: Python (FastAPI) RabbitMQ, Redis, MongoDB, Ansible, PyTorch
— Разделение ролей пользователей и контроля доступа: Keycloak
— Рекомендации на основе графов знаний: Neo4j, методы на основе GNN.
Читать статью «Аватар ИТМО: жизнь настоящего цифрового университета»
Внедрение в ИТМО
Сентябрь 2020 г.
Бета-тест v. 1.0 в лаборатории UX и смешанной реальности ИТМО (15 человек).
Ноябрь 2020 г.
Модульный курс «Управление киберпространством» (10 человек + 7 преподавателей).
Ноябрь 2020 г.
Недельное тестирование на школе по цифровым ассистентам (40 чел.).
Февраль 2021 г.
Рассылка доступов на бета-версию в Google Play и App Store на 600 чел.
Уникальность «Аватара ИТМО»
Обзор персональных цифровых ассистентов 2020
Образование на основе платформы
В конце ноября 2020г. была проведена школа для студентов и аспирантов (school.actcognitive.org). Пятидневный интенсив был посвящен разработке и реализации цифровых платформ персональных ассистентов, а также созданию и интеграции сервисов для них.
Были проведены лекции и мастер-классы, в рамках которых молодые ученые рассмотрели алгоритмы, методы, математические модели и технологии, необходимые для разработки цифровых ассистентов.
В рамках школы частникам была предоставлена возможность получить удостоверения о повышении квалификации (программа ДПО на 72 ч.).
Студенты и аспиранты ИТМО приняли участие в тестировании цифровых ассистентов «Аватар ИТМО» и разработке рекомендательных и игровых сервисов для аватаров.
Примеры заданий на лабораторные работы
РАЗРАБАТЫВАЕМЫЕ СЕРВИСЫ*:
СЕРВИС ГЕНЕРАЦИИ ПРОФИЛЯ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ активен для аватара научного сотрудника; позволяет построить профиль научных интересов на основании доступных данных публикационной активности; на его основе формулируются рекомендации по участию в научных проектах и командах, тематических конкурсах, а также по фокусировке тематики публикаций в соответствии с текущими мировыми трендами.
СЕРВИС РЕКОМЕНДАЦИИ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ активен для аватара обучаемого; позволяет рекомендовать бакалавру или магистранту научного руководителя на основании навигации по автособираемым облакам научных интересов потенциальных руководителей и априорным предпочтениям самого обучаемого.
СЕРВИС-ДАЙДЖЕСТ НАУЧНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ активен для аватара научного магистранта; позволяет рекомендовать набор научных конференций в соответствии с выявленными научными интересами, датами проведения конференций, местом их проведения.
СЕРВИС РЕКОМЕНДАЦИЙ СОБЫТИЙ ИТМО активен для аватара бакалавра и магистранта; позволяет рекомендовать набор событий в Университете ИТМО в соответствии с отмеченными пользователем тематиками, датами событий и местами их проведения.
СЕРВИС РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ предназначен для аватара бакалавра и магистранта; позволяет рекомендовать рестораны, кафе и бары на основании персональных предпочтений и геолокации пользователя.
Email для обратной связи: kbochenina@itmo.ru